Возврат товара поставщику

Возврат товара не редкое действие, которое приходится совершать в рамках взаимодействия, как с конкретным клиентом, так и с партнёрской организацией. В случае прямой продажи всё прозрачно, и типовые документы, позволяющие оформить возврат можно составить на месте и от руки, однако в случае оформления возврата товара поставщику, всё куда сложнее.

О том, как оформить возврат товара поставщику, мы расскажем в своей статье. Здесь важно учесть все особенности документации, которая может потребоваться для проводки возврата товара от покупателя, ведь не соблюдение процедуры может повлечь неразбериху в бухгалтерии и вызвать сложности при возврате денежных средств.

Основные причины

Нормы взаимодействия клиента и поставщика напрямую контролируются составленным между ними договором, однако и в законодательстве есть пункты, контролирующие взаимоотношения контрагентов. Они содержатся в Гражданском кодексе РФ, и их применение напрямую связано с причинами оформления возврата.

Можно выделить ряд  причин, по которым у организации может возникнуть необходимость в оформлении возврата:

  1. Товар некачественный;
  2. Поставка произведена с нарушениями.

О возврате денежных средств за непоставленный товар читайте здесь.

Разумеется, вернуть товар поставщику, без предварительного оповещения не удастся. Притом, возврат должен быть оформлен при соблюдении всех условий договорных отношений. В договоре может быть прописана процедура возврата и все основания для осуществления таковой, что значительно упростит его осуществление на всех этапах.

Некачественный товар

Если в поставке присутствует некачественный товар, то вернуть его можно, согласно статьям 518 и 475 ГК РФ.

Согласно законодательству, если покупателем выявлены серьёзные недостатки товара, то он вправе претендовать на возврат или обмен товара, однако есть некоторые нюансы, которые стоит учитывать:

  1. Если дефекты не значительные, то вернуть товар можно, лишь с целью устранения недостатков;
  2. Если дефект присутствует лишь в части продукции, то заменить можно только часть комплекта, но не всю закупку.

При этом оформить необходимо не только грамотную претензию, базирующуюся на актах приёма и накладных, но и представить наиболее весомые доказательства того, что качество товара не удовлетворительно.

В случаях, когда речь идёт о наличии брака в поставляемой продукции, отношения между заказчиком и поставщиком регулируются статьёй 483 ГК РФ.

Здесь чётко прописано, что покупатель обязан направить обращение к поставщику, в котором должны быть приведены претензии к качеству и требования возврата или обмена продукции. Только после получения положительного ответа от поставщика, стоит приступать к оформлению прочих документов на возврат.

При согласованности возврата составляются следующие акты:

  1. Акт о выявлении недостатков продукции, по форме ТОРГ-2;
  2. Возвратная товарная накладная, по форме ТОРГ-1

В рамках осуществления возврата товара поставщику, покупатель должен учитывать, что согласно статье 514 ГК РФ, брак должен будет храниться на складе приобретателя. Если некачественные товары будут заменены поставщиком без промедления, то согласно ст. 518 ГК РФ, возвратный акт может быть опущен.

Возврат качественной продукции

Вернуть товар поставщику можно не только в тех случаях, когда покупателем получен брак, но и в ряде других ситуаций предусмотренных законодательством:

  1. На товар могут претендовать третьи лица (ст. 460 ГК РФ);
  2. К товару не прилагались нужные документы и принадлежности, и небыли предоставлены поставщиком своевременно (ст. 464 ГК РФ);
  3. Поставка не соответствует заказу в количественном соотношении (ст. 466 ГК РФ);
  4. Не соблюдён ассортимент товара или его части (ст. 468 ГК РФ);
  5. Недостаток комплектации, и нарушение сроков устранения нарушения (ст. 480 ГК РФ);
  6. Нарушены требования к упаковке товара (ст. 482 ГК РФ).

Это далеко не все случаи, в которых заказчик может обратиться к поставщику с требованием оформления возврата продукции. В рамках договора контрагенты могут включить некоторые пункты, позволяющие вернуть товар по окончанию сезона продаж, или исходя из отсутствия спроса на него.

Документы

Так каким документом оформляется возврат поставщику? Всё зависит от ситуации.

Первым делом необходимо оповестить поставщика о своём намерении оформить возврат, по средствам письма с претензией на возврат продукции. Далее, если поставщик согласится с претензией, то есть возможность оформить обратную реализацию, чем, по сути, и является возврат.

Как составить претензию на возврат денежных средств, читайте тут.

Таким образом, для отправки возврата поставщику необходимо будет оформить товарную накладную (ТОРГ-12) и предоставить счёт фактур. В этих документах поставщик принимает роль покупателя, а покупатель – поставщика.

Этот метод является наиболее простым и актуальным, в тех случаях, когда возврат осуществляется по обоюдному согласию. Однако, как и в любых  ситуациях, стоит учитывать некоторые нюансы, которые имеют отношение к данной операции, со стороны налоговой службы.

Бумаги для налоговой

Есть 2 пути развития событий, которые актуальны в зависимости от обстоятельств:

  1. Если товар был некачественным и его не приняли:
    1. НДС не уплачивается, поскольку факта реализации не было;
    2. Поставщик передаёт скорректированный счёт-фактур и накладную;
  2. Если товар приняли:
    1. Организация-покупатель должна предоставить счёт-фактур, а поставщик принимает НДС под вычет;
    2. При необходимости, покупатель восстанавливает сумму НДС к уплате по возвращаемому товару;
    3. Поставщик производит перерасчёт налоговой базы, исходя из фактической прибыли.

Стоит отметить, что нюансы налогового взаимодействия можно также предусмотреть в договоре поставок. Если составить соглашение, в котором предусмотрены все случаи, в которых теоретически может потребоваться оформить возврат товара, то на этом взаимодействии можно сэкономить массу времени.

Заполните форму прямо сейчас и задайте вопрос юристу онлайн бесплатно
Задать вопрос
Согласно пользовательскому соглашению, мы гарантируем анонимность всех консультаций
Бесплатная горячая линия
Москва
Санкт-Петербург
24 часа Звонки принимаются 24/7
Стрелка вверх
Кнопка вызова
Оставьте свои данные для обратного звонка
Заказать звонок
Горячие линии
Москва и МО
+7 (495) 419-98-61
Санкт-Петербург
+7 (812) 424-37-18
Время
График работы: Круглосуточно
Заказать обратный звонок
Наши юристы, круглосуточно, готовы провести бесплатную консультацию!
Заявка на консультацию
Оставьте свои данные для записи на консультацию
Отправить заявку
send_ok
Спасибо!
Форма отправлена.