Как составить договор купли-продажи земельного участка?
Существует достаточно много способов передать земельный участок от одного владельца другому. Дарение, наследование, приватизация – со всеми этими операциями регистрационные службы РФ сталкиваются ежедневно. Но самым распространенным способом передать собственность, несомненно, является проведении купле – продажи.
Для того, чтобы провести купле – продажу, потребуется правильно оформить договор. Ведь именно этот документ зафиксирует условия сделки, а так же будет в дальнейшем использоваться для проведения регистрационных действий. О том, как составить и подготовить к регистрации договор купле – продажи земельного участка, вам расскажет наша статья.
Как составить
Договор купли – продажи земельного участка – это документ строгой формы, который является ключевым при передачи прав собственности от продавца к покупателю.
Для того, чтобы его составить, требуется следовать стандартной схеме, так как отступление может привести к тому, что вы сможете упустить что – то важное, а при регистрации возникнет путаница. Включает договор семь частей:
- Заголовок. Содержит:
- Название документа, а именно «Договор купле – продажи земельного участка»;
- Место для указания номера договора;
- Краткое изложение сути документа;;
- Данные о сторонах сделки.
- Предмет договора. В эту часть вписывают:
- Цель договора, а точнее детальное описание сделки купле – продажи;
- Подробные данные обо всех участниках купле — продажи с указанием персональных данных;
- Подробные данные об участке с указанием технических характеристик.
- Цена. В этом пункте содержаться:
- Общая стоимость земельного участка;
- Порядок оплаты сделки;
- Подробные данные о предполагаемых задатках, залогах, рассрочках и иных финансовых операциях и ограничениях, влияющих на выплаты и ход сделки;
- Реквизиты для расчетов между покупателем и продавцом.
- Права и обязанности сторон. В данной части описываются:
- Действия, которые каждая из сторон сделки по купле – продаже обязаны выполнить для того, чтобы сам договор вступил в силу;
- Права и полномочия. Которые заключаемый договор гарантирует каждой из сторон;
- Урегулирование конфликтов. В этом пункте нужно написать следующее:
- Инструкции, согласно которым будут решаться все спорные моменты купле — продажи;
- Список штрафов и взысканий, которые будут налагаться на нарушителей условий договора купле – продажи земельного участка;
- Условия расторжения договора по инициативе только одной из сторон;
- Порядок действий при непредвиденных ситуациях.
- Заключительные положения. Описывает:
- Действия сторон после заключения сделки;
- Порядок передачи земли новому владельцу.
- Заключение. Содержит:
- Реквизиты сторон;
- Место для подписей.
Образец
Какие документы приложить
Для того, чтобы подготовить землю к купле — продаже и написать договор потребуется весьма объемный пакет бумаг.
Как перевести земельный участок в ИЖС читайте здесь.
В него будут входить следующие документы:
- Паспорта каждой из сторон. Если в сделке участвуют юридические лица, то потребуются документы, в которых будут прописаны реквизиты, а так же паспорт представителя и доверенность на его имя;
- Правоустанавливающие бумаги. Это документы, в которых указаны данные по действующему собственнику участка. Это может быть старый договор купле – продажи, свидетельство о наследовании, договор дарения, договор приватизации и прочие подобные бумаги;
«Что лучше — дарственная или завещание», — читайте здесь.
- Кадастровый паспорт земельного участка. Этот документ может подготовить только сертифицированный кадастровый инженер, но, как правило, он есть и у государства при передаче земли собственнику;
- Технический паспорт. Этот документ нужен для того, чтобы отметить данные по земле, её состояние, расположенные на ней объекты. При этом техпаспорт должен обязательно сопровождаться планом земли;
- Документы на постройки. Если на участке имеются строения, то их так же потребуется отразить в договоре. Для этого вам понадобятся технический и кадастровый паспорта на постройки.
Отдельно рассмотрим еще один документ, который пригодится вам при проведении купле – продаже земельного участка, а именно акт приема – передачи. Он понадобится вам уже после того, как основные положения договора будут готовы. Его задача состоит в том, чтобы зафиксировать состояние участка и расположенных на нём строений в момент передачи. Содержит акт приема – передачи следующие сведения:
- Данные по договору, по которому проходит купле – продажа;
- Данные по участку;
- Сведения о его состоянии;
- Данные по переходу прав собственности;
- Данные по внесенным авансам и прочим финансовым операциям.
Нюансы оформления сделки
Многие интересуются особенностями проведения сделки купле – продажи земельного участка и отличиями этой операции от других подобных. На самом деле каких – то особенно ярких различий не существует, но некоторые моменты стоит отметить:
- Внимательно изучайте документы на землю. Обратите особое внимание на тип земли, её предназначение, применение. Если вы выкупите участок и будете его использовать не по назначению, то последствия могут быть весьма неприятными;
- Обращайте внимание на документы, которые касаются расположенных на земле строений: их перечень должен быть полным, здания должны быть правильно оформлены и сертифицированы, а так же правильно обозначены в самих документах на участок;
- В договоре максимально подробно пропишите все параметры участка вплоть до описания границ. При этом во время купле – продажи обратите внимание и на саму землю, её качества и расположение;
- Зарегистрируйте землю после покупки как можно раньше, так как промедление может обернуться штрафами и различными проблемами при смене прав собственности;
- По возможности подготовьте предварительный договор купле – продажи, который отразит основные положения сделки и «закрепит» её между сторонами.